Это было бы даже смешно, если бы не было так печально. Едва ли не сразу после собрания, на котором всех предупреждали о бдительности, фельдшер одной из больниц по требованию телефонных мошенников перечислил им 700 тысяч рублей: 400 своих, 300 взял в кредит. При этом терпеливо переводил деньги на 30 разных карт.
Это беда, говорят в прокуратуре. За год в регионе - полторы тысячи случаев телефонного мошенничества, люди подарили преступникам 50 миллионов рублей.
Андрей Назаров, прокурор Курганской области:
- Сообщают мошенникам коды своих банковских карт, деньги снимаются. Люди, которые никому ничего не должны, которые не брали ни у кго никаких кредитов, по звонку мошенника идут в банк, берут кредит и перечисляют его мошенникам.
Схема стандартная: войти в доверие - напугать - заставить действовать. Солидный мужской голос по телефону представляется сотрудником банка, называет человека по имени-отчеству, сообщает, что его банковский счёт пытаются взломать или взяли на его имя кредит.
И люди верят! Выполняют все требования преступников и остаются без денег. В группе риска на первом месте пенсионеры, на втором - учителя, на третьем - медики, подсчитали в прокуратуре.
Это при том, что банки не устают объяснять: данные своих карт нельзя сообщать никому.
Евгений Шлепенков, заместитель управляющего отделением "Курган" Уральского регионального управления Центрального банка России:
- Самое простое, что я могу посоветовать нашим гражданам, - это просто положить трубку. На самом деле, эти годы никому не надо сообщать, это ваши личные персональные данные, которые не подлежат разглашению никому: ни в кредитной организации, ни своим родственникам, ни каким-то близким людям. То есть это те данные, которыми пользуетесь персонально лично вы, и это данные, которое вам гарантируют вашу финансовую и личную безопасность.
Самое главное: поймать телефонных преступников трудно, а часто невозможно. Технические средства позволяют им маскироваться. Чтобы защитить интересы граждан, главный вариант действий - один.
Андрей Назаров, прокурор Курганской области:
- Для исключения подобный случаев должна быть налажена качественная профилактическая работа с населением. В настоящее время, до настоящего времени, реального воздействия принимаемые меры не оказывают. Профилактические мероприятия являются пока неэффективными. Число преступлений из месяца в месяц не снижается.
Беседы в трудовых коллективах и во дворах, раздачи листовок - всё это делается часто нехотя, а то и не делается совсем. Результат - обманутые и ограбленные люди. Воле мошенников подчинятся даже некоторые сотрудники органов внутренних дел.
Вывод прокуратуры: усилить контроль за профилактикой телефонного мошенничества по всем каналам. И потребовать от руководителей предприятий и учреждений вновь объяснить своим сотрудникам, что верить телефонным мошенникам нельзя.