Для начала - экскурсия в прошлое.
- Главный инструмент жатвы - это вот. - Серп! - Правильно, серп! Что серпом делают? - Правильно, скашивают пшеницу, да.
А ещё - цеп - он понадобится, чтобы выбивать зерна из колосьев. Хлебная лопата - для того, чтобы веять зерно. Лукошко, чтобы просеивать. Теперь можно и на жатву.
- Господи, благослови! Ну, что? На жатву идём? - Есть!
Первым на поле выходит хозяин. Он проверяет спелость пшеницы. За главного сегодня шестиклассник Даниил Ляпустин.
- Как это делается, смотрите. Срывает колосок, разминает его в ладошке.
Готовы ли зёрна к жатве тоже определяет хозяин.
- Спелая пшеница или нет?
- Зерно твёрдое, пшениц спелая.
- Молодец! Значит можно приступать.
- К жатве.
Теперь - за работу. Впрочем, этих ребят трудом не испугаешь.
Илья Зырянов:
- Потому что я живу в деревне, это всё мне нравится. Я с папой работаю на полях. - Что вы с папой делаете на полях? - Обрабатываем, убираем зерно.
Скошенные колосья вяжут в снопы.
- Чтобы пшеничка наша ближе была к солнышку, чтобы просыхали колосья. Чтобы её хорошо можно было промолотить.
Из той, что уже просохла, ребята выбивают зёрна. Работу эту делали исключительно мужчины. А вот женщинам доверяли веять пшеницу.
- Это - веять пшеницу, то есть очищать её от мусора. На ветру. Подбрасывают на хлебной лопате, мусор улетает, зерно остаётся.
- Тяжело. Тяжёлая работа, тяжёлая.
Но главное, результат. Брылинские школьники с задачей справились на "отлично".
- Высыпают пшеницу. ООо. Целое ведро!
А вот и - кульминация. Зерна превращаются в муку. И всё это - своими руками.
Такие интерактивные экскурсии с погружением в прошлое в музее "Русская изба" проходят для учеников Брылинской школы в течение последнего года. Программу внеурочных занятий так и назвали "Живая нить традиций".
Светлана Саютина, учитель русского языка и литературы Брылинской средней общеобразовательной школы:
- Что очень важно - воспитание патриотизма, это любовь к малой родине, это любовь к земле, это любовь к труду. Это то, чем живёт человек. и что ему надо.
На таких занятиях ребят сопровождают не только педагоги, но и бабушки. Поддерживают, подсказывают, наставляют.
Валентина Разбойникова, жительница д. Брылино:
- Мы же люди русские, православые. Мы должны это всё-всё поддерживать. Обязательно, обязательно. Чтобы они знали все наши традиции. И всё это знали.
А после работы можно и отдохнуть. Из прошлого школьники возвращаются, чтобы перекусить.
- У меня с собой булочка, сладкое, блины и сосиска в тесте. А по напиткам у меня - молоко и компот.
По словам взрослых, после таких занятий дети меняются. В отношении к истории своего народа, к работе, друг к другу. Становятся дружнее. И с неохотой покидают гостеприимную "Русскую избу". Впрочем, здесь им всегда рады и всегда ждут обратно.