Характерный цвет охре придаёт железо. Также, как и крови. Чтобы сделать краску, брали природный минерал, прокаливали и смешивали с жиром. Археологи предполагают, что такое убранство символизировало метафизическую жизненную силу, необходимую для перерождения в загробном мире. А в его существовании 5-6 тысяч лет назад никто не сомневался.
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера»:
— Ямы копались на глубину примерно 2 метра. Ступеньками, как обратный зиккурат, лестница в подземный мир.
Земляные стены обкладывали досками, красили той же охрой. Ими же накрывали яму, формируя погребальную камеру. Сверху насыпали небольшой курган, на который ставили сосуды, перевёрнутые вверх дном. Со временем конструкции разрушились и посуда оказалась внизу. Древесина за тысячи лет превратилась в уголь. Хотя на некоторых могилах есть признаки пожара, так что, вероятно, часть сооружений поджигали, прежде чем окончательно закопать.
Культурный слой с крупными углями аккуратно пакуют. Его будут изучать специалисты по дендрохронологии. По годичным кольцам, которые говорят о скорости роста дерева, определяют в какой период оно росло, сверяя с информацией по изменению климата. Такой метод сегодня даже точнее, чем радиоуглеродный анализ.
Небольшой сосуд с отверстием в стенке. Возможно его подвешивали. Характерные следы копоти. Предположительно - масляная лампа, а может и правда: в последний путь здесь проводили огнём. На раскопках поселений такую посуду находят редко. Именно поэтому и предполагают, что она, скорее, обрядовая. Но в целом, говорят археологи, погребения с таким богатым инвентарём на северо-западе Сибири раскапывают впервые.
Первое в истории археологии медное изделие, найденное в этих широтах. Хотя энеолит - это и медно-каменный век, добыть первый известный человечеству металл на Ямале было негде. Ближайшие месторождения - на Южном Урале, это больше тысячи километров. Обладатель такого, по тем временам, сокровища, скорее всего, был состоятельным или просто уважаемым человеком.
Сергей Александров, археолог:
— Неолитических погребений, даже погребений эпохи бронзы по лесной, таёжной полосе - не так много Здесь это всё время случайные находки.
Так выглядят остатки скелета человека, который пролежал в песке тысячи лет. За это время грунтовые воды вымыли всю органику. Остались только соли кальция. Их можно аккуратно обкопать, чтобы сфотографировать, но достать уже невозможно. Рассыпаются. Так что в лабораторию отправляют по сути пыль. Однако самое интересное - не кто именно жил, а как и когда.
Александр Ребеко, корреспондент:
— То, что для непосвящённого человека просто стена - для археолога - культурные слои. Вот, например, материк. Идеально белого цвета. Здесь никто не жил, никаких вкраплений. Далее - могильная яма. А вот здесь вот - энеолит. Это примерно 5 тысяч лет назад люди пришли и вот так вот насорили. Далее - очень узкий слой средневековья, потому что приходили - уходили. В основном - кочевники. А здесь понятно - новое время, 18-19 век, и дальше уже современность.
Зачистка. С каждым движением проступает край ямы. Судя по контуру - небольшой, похоже на могилу ребёнка. Пока археологи обнаружили 16 захоронений. Отмечают, разнообразие ритуалов. Кого-то завернули в бересту, а кого-то поместили в лодку. Есть вероятность, что рыбака. В другой могиле инструмент.
Один из продуктов так называемой, неолитической технологической революции. Люди научились, в том числе, пилить, сверлить и шлифовать. Тем, что потвёрже - то, что помягче. Здесь ярко выраженная режущая кромка, а вот наконечники стрел. Обнаружили сразу колчан. Там же точильные камни с характерными следами. Вполне возможно - набор охотника. Ещё один наконечник пока не упакован. В том числе и этим занимается Александр Кардаш - сын руководителя команды археологов. Графический дизайнер называет раскопки делом утомительным, но именно здесь он черпает вдохновение.
Александр Кардаш, археолог:
— Банк визуальных образов в голове очень полезно его иметь. Здесь много орнаментов, очень много разных узоров. Всего такого, паттернов интересных, что можно применить.
Александр - ответственный за фото- и видеофиксацию находок, хотя особой специализации нет. Все универсалы. Сейчас вот работа тонкая и кропотливая. Много мелких предметов. Такая вот коробочка из керамики. Может для косметики, а может - для мази.
Александр Кардаш, археолог:
— Очевидно, что они не дикий образ жизни тут вели. Жили прилично и вокруг себя какую-то цивилизацию создавали.
Уже сейчас известно точно. Пять тысяч лет назад климат на Ямале был существенно мягче, чем сейчас. Рыбы и дичи - в изобилии. Одно из жилищ - землянку площадью около ста квадратных метров археологи из Тюмени раскопали рядом в прошлом году. И они, и коллеги из Югры говорят о достаточно самобытной культуре, которая пока мало изучена. Но как раз в неизвестности и таятся открытия.
Находки этого сезона будут обрабатывать и постепенно вносить в специальную базу. Тогда у учёных со всего мира появится возможность поискать общие элементы в культурах, которые пока кажутся никак не связанными. Чтобы попробовать понять откуда люди пришли на место, где сейчас находится Салехард, а также куда и почему в итоге ушли.